Детские сказки для взрослых: «Репка» – сказка о порядке вещей
В прошлый раз разбирали сказки о взаимоотношениях.
Предлагаю теперь обратить внимание на смысл сказки «Репка».
Сюжет знаком всем: у одной семьи возникли проблемы с вытаскиванием крупного овоща. И осилить сие намерение смогли только все жители хозяйского двора вместе.
Именно вместе – такой первоначальный вывод напрашивается сразу. И это правильно.
Но давайте посмотрим, на еще некоторые моменты.
1. Бабка за дедку.
Как не крути, а мужчину придется пропустить вперед. Некоторые могут с этим не согласиться, это уже разбирали здесь.
А что, если наоборот?
По сказке — социальная роль – вытаскивание репок, добывание мамонтов, обеспечение семьи — по плечу и во власти мужчин (при прочих мирных условиях). Бабка помогает, но позади, как и внучка.
А теперь представьте, что внучка решила сама вытянуть репку. Что из этого получиться? Правильно – надорвется, даже если дед с бабой будут тянуть сзади. И какому принцу такая «красавица» нужна будет?
Бабки, конечно более закаленные огнем и мечом, но тоже женщины. Не на каждую репку сил хватит.
2. Каждый помогает меру своих возможностей
Кошка и Жучка тоже участвуют, но насколько силы позволяют. Не лезут на рожон и не претендуют на роль лидера. Не пытаются влезть вперед батьки дедки. При этом никто не перетруждается, но все заняты в одном общем деле. И мышка тоже пристроилась, но в конце процессии.
А что будет, если она решит сама расправиться с репкой?
Да, домик для мышиной семьи замечательный получиться, но чем будет питаться вся семья зимой? Мышиными хвостиками? А как часто в жизни мыши пытаются самостоятельно, без деда управиться с репкой? Вам это ничего не напоминает?
А если мышка вдруг возомнит себя сильной и влезет в середину? Естественно, не заметит, как с травой сравняют. Стоит ли соваться в мясорубку, если еще не подрос? Или прыгать выше ушей, теряя штаны?
3. Порядок должен быть правильный.
Заметьте, меньший помогает старшему. И силы зря не расходуются, и поучиться уму-разуму можно.
А если наоборот?
Мышка будет строить кошку, завязывая ей усы бантиком. Внучка — поучать и винить прародителей, за то, что такой уродилась. Бабка заставит дедку красить траву, а то сентябрь уж на дворе, а репка на пожухлой траве не видна. А также упрекать его в бессилии и надломленной воле. Что тогда?
А может..
Дед будет вправлять мозги бабке, что та урожай вырастила, а собрать не может. Бабка станет поучать и орать на внучку, чтобы она училась самостоятельно репки вытягивать, ведь у нее самой жизнь не сложилась (репка не вытянулась). А девочка в отчаянии станет пинать кошку и Жучку и ставить на них эксперименты — эмоции ведь нужно на ком-то вымещать. Кошка же от такой наглости станет эксплуатировать мышей, подстрекая их на войну с нерадивыми хозяевами.
Будет ли толк в таком ведении хозяйства?
Вот такая мудрость в сказках.
Рассуждать можно и дальше, рассматривая как отношения малышей в песочнице, так и взрослых. Аналогии вы сможете провести и сами.
Только может лучше: дедка за репку, бабка за дедку?…
А еще одна мудрость — ну ничегошеньки мужичок-то не может сделать без свое бабы, даже репку вытащить, даже заняв почетное первое место. Иногда можно быть и на последнем месте, но самым значимым =)
Замечательное дополнение, Кристина! Друг без друга — никуда.))
И даже от мышки может быть толк. ))
Мудрость народных сказок — тема бесконечная. Но вот мой малыш (3,5 года), когда дочитываем «Колобка» стал возмущаться: «Нет, не съела!» ))) И спорить бесполезно — дело и до слёз может дойти. Жалко ребёнку Колобка… А раньше с удовольствием повторял: «Ам — и съела!» И добавлял: «И нету больше Колобка!» А теперь что-то переменилось в его сознании.
Мне тоже было жалко колобка в детстве, столько его пекли, столько путешествовал…))
А мы сразу читали про колобка, что он жив остался, обхитрил, значит )) А «репка» сказка о крепкой и дружной семье, где даже про мышку не забывают.
Каждому сказки о чем-то своем напоминают. И финал каждый хочет свой видеть. Это значит, что каждый может создать свою жизнь такой, какой захочет…
Дети любят сказки не столько за мудрость, сколько за то, что там все хорошо заканчивается. Я и сейчас с удовольствием смотрю сказки
мышь — т.е. вредности квартиры? и без них никак?
Да, выводы мало кто делает, но это откладывается.
Конечно, без них никак, но они должны знать свое место))
хахаха, какой у Вас стиль замечательный, просто супер)) Спасибо за позитив. твит
Пожалуйста)
Любое творение люди воспринимают по-разному, в зависимости от собственного опыта. Дети услышат в репке совсем не то, что взрослые, но где-то в памяти отпечатается норма поведения, и в нужный момент вспомнится. Кстати, для лучшего запоминания в сказках обязательно есть повторы, сходные ситуации закрепляют правильную реакцию. Иногда взрослые начинают анализировать сказки, выделяя какие-то моменты (жестокость, то, что может испугать малыша) и заменяя их. Насколько это оправданно? Спорный момент.http://vseuch.ru/repka.pdf
Кстати, про Репку. Посмотрите, как еще можно ее прочесть, с учетом содержания, которое вложил в сказку иллюстратор:
Интересный подход. Улыбаюсь
Да, уж! Сказка нового времени!
😉
А я изначально объяснила ребенку, что Колобок — это такой хлебушек)))
Вы совершенно правильно разобрали, что сначала идёт инициатива мужчины, потом идёт женщина, а потом те, кто уже по слабее. Это как в жизни, как и в любой семье нормальной есть.
Мне в детстве было сложно представить, что там у этого «хлебушка» внутри))
В том то и дело, что в жизни не всегда так.
В сказке о Репке, смысл нашими предками, заложен более глубокий, чем многие представляют.
Если задуматься о том, где родители внучки, т.е. среднее поколение в семье, а мышку — понимать как мысль, то вы и сами догадаетесь о чём сказка и как мудры были наши предки.