Как спорят мудрецы? Притча
Сегодня весьма интересная притча о мудрости.
Все знают выражение, что в споре рождается истина. Но так ли это на самом деле?
Ведь не секрет, чем обычно заканчиваются споры. Никто не хочет оказаться побежденным, поэтому в ход идут все возможные средства. Но ничья бывает редко.
Возникают обиды, нарастает неприятие. Я уже не говорю о том, что пустяковые споры нередко приводят к масштабным печальным событиям.
Поэтому говорят, что нет истины в споре, но она рождается в дискуссии. Предлагаю прямо сейчас узнать, как мудрецы решают самые важные вопросы.
Как «спорят» мудрецы? Притча
…Было это в те времена, которые мы уже хорошо забыли. И люди тогда были намного мудрее, чем сейчас. Но и среди них находились те, кого называли мудрецами.
И много тогда было разных учений и много ответвлений в нутрии одного учения. Но не было вражды. Знаниями делились, но не навязывали их.
Как в букет добавляют разные цветы, так добавляли мудрость из разных источников.
Испытание истиной
А когда встречались два мудреца – это было особое событие. Потому что они обменивались опытом и знаниями друг с другом. Но и для них это было своеобразным испытанием.
Встречались они, чтобы познать истину. И даже мудрецам нелегко было обсуждать предмет, взгляд на который у них не совпадал. Но главной целью дискуссии было — не выйти из равновесия, удержать свой разум в гармонии и не начать спорить.
За каждым мудрецом сидели ученики. И если один из мыслителей выходил из равновесия, то его ученики переходили к оппоненту.
Так проверялась сила разума. Так как начинает нервничать и спорить тот, чей разум слаб, потому что настроен эгоистично. А в таком состоянии не возможно ни постичь истину, ни, тем более, передать ее другим. Когда ум занят эгоизмом, путь к знаниям закрыт.
Но это только половина истории. А если оба равны?
Дальше — еще интереснее.
Кто же самый мудрый?
Что делать, если оба выдерживают? Если они не переходят на спор, а просто обсуждают?
Тогда один из мудрецов становится учеником другого. Тот, кто смог убедить, становится временным учителем второго.
Но теперь загадка.
Как вы думаете, кто из мудрецов в этой ситуации более разумный?
Оказывается, тот, кто стал учителем — очень разумный. Но тот, который согласился на роль ученика – ни чуть не ниже.
Потому что разумный ученик не станет учиться у неразумного учителя. Поэтому каждый может являться одновременно и учеником и учителем.
Вот так «спорят» мудрецы. Вот такая притча о мудрости.
А у вас есть хоть немного такой силы мудреца?
Считаете ли вы ее необходимой?
Есть ли смысл спорить?
надеюсь, что есть. я считаю, что идеальных людей нет, и каждому из нас есть чему научиться. поэтому люди, которые открыты для новых знаний и каждый день стараются познавать что-то новое, действительно мудры. а те, что считает себя самым умным и желает только учить, но не учиться — нет
Идеальных в любом случае нет)) А есть ли на Ваш взгляд смысл в споре? Или это нужно всегда избегать?
Притча хорошая и нужная. Смысл в споре есть, но надо быть уверенным в своей правоте и обладать даром красноречия, чтобы доказать свою точку зрения. Я сама от спора чаще всего отклоняюсь.
каждый из нас иногда Учитель, иногда Ученик
тот кто идет по пути самопознания должен быть всегда готов еще чему новому поучиться …
Иногда бывает необходимо настоять на своем при помощи аргументов. Это, если дело касается практических вещей (например, укрывать ли розы на зиму, если дело касается ваших роз). А так, каждый имеет право на собственное мнение, и бывает очень интересно услышать альтернативный взгляд на вещи. Если активно спорить и оппонировать, то вряд ли этот взгляд узнаешь и поймешь.
Я обычно от споров уклоняюсь, предпочитая остаться при своем мнении, если уверена, что права. Если не уверена в своей правоте всегда прислушиваюсь к чужому мнению. Учиться нужно всегда, совершенствуя свои навыки на всех уровнях: жизненную мудрость, духовность, личные качества.
По идее если тебя это ни к чему не обязывает, то признать что прав Он, а не я, не проблема. Только идиот может считать что всегда прав.
п.с. хотя выражение в стиле «есть два мнения, моё и неправильное» мне очень по душе)
Интересная притча. Ведь говорят: «В споре рождается истина.» Твит.
Ой, я не спорщик, всегда ухожу от всяких споров, так как считаю, что в спорах не может родится истина. Много раз наблюдала, как спорящие люди, особенно если это касается политических взглядов, превращались чуть ли не в врагов. А притча, как всегда, мудрая
Согласна, спорить нужно уметь и знать, когда это уместно или необходимо.
На мой взгляд — самое печальное, когда думают, что уже знают все…
Именно, если активно спорить, то упустишь что-то новое.
Вы мудро поступаете, Елена!
По поводу «п.с.» — даже не сомневалась))
Да, только я о том, что как раз наоборот)
Вот-вот, я как раз об этом.)
Прелесть какая! Я думаю, самый умный — этот тот, кто учитель и ученик одновременно. Не может быть хорошим учитель, который не учится всё время, не совершенствуется.
Поэтому, кто тут мудрее — не могу сказать.
Именно — все мы должны быть и учителями и учениками одновременно.
Не нравится мне слово «спор» — в нем не может родиться истина. Если уж нужна истина, то лучше вести дискуссию. Хоть это суть одно и то же, но слово более интеллигентное =)
В том то и дело, что не совсем одно и то же. И в этом нюансе открывается большой смысл))
учить даже проще, чем учиться. Мне так кажется.
А мне наоборот))
да самые мудрые те, кто умеет не спорить — это аксиома
Но удержаться не так-то просто)
Ничто не может быть предельным, тем более знания, поэтому в любом случае, если учитель себя уже не считает учеником, то до мудреца ему еще ох как далеко.
Полностью согласна))
ну как же. Учишь-то тому, что уже знаешь. А когда учишься, то не всегда всё понятно, что-то новое постигаешь, разбираться приходиться…
А мне и проще разбираться самой, чем пытаться «впихнуть» знания в чужую голову)))) Легко учить тех, кто хочет.
Нужно уметь слушать, т.е. быть в роли ученика, я считаю более мудро и делать при этом для себя дополнительно мудрые выводы. И спорить нужно уметь без нервов, иначе путь к истине действительно закрыт. А спорить без нервов очень сложно. Я стараюсь избегать споров. Лучше уж дисскутировать, как заметила Кристина. А спор и дискуссия не одно и то же.
Уметь спорить-это великое искусство. Спорить, приводя достойные факты, не переходя на эмоции и не унижая оппонента, к сожалению, могут совсем не многие. Как правило, большинство споров заканчиваются переходом на личности, а сам предмет спора остается забытым
Именно — без нервов, так как если сорвешься — уже ничего хорошего))
Действительно — «предмет спора остается забытым», а обиды то — нет.
Все-таки важно учиться друг у друга, пополнять уже имеющиеся знания. С помощью здоровой дискуссии действительно можно достичь консенсуса, а эмоциональный спор чаще приводит либо к конфликту, либо к тому, что мнение оппонента подавляется и он делает вид, что согласен, несмотря на то, что аргументы недостаточно сильны и он остается при своем мнении.
Точно подмечено. За эмоциями уже не видно смысла)
Взрослея (мудрея) начинаешь понимать, что спорить — глупо. Надо исподволь внушать свою правоту, внешне не противопоставляя свое мнение мнению оппонента.
Это особое искусство. Людмила, зачиталась твоими произведениями, забыла обо всем на свете.)))
это — да. Многое от ученика зависит. Приятно учить только того, кто хочет учиться.